Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ.)
Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции, необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему вред.
Какая информация причиняет вред здоровью и развитию детей?
-
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащая информацию порнографического характера
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань.
Как определить степень опасности информации?
Большинству родителей знакома ситуация, когда семейный просмотр кинофильма или телевизионной передачи может быть омрачен демонстрацией сцен насилия, жестокости, присутствием нецензурной брани или информации порнографического характера. Предугадать цепь событий кинофильма или транслируемой передачи практически невозможно. Попытаться закрыть ребенку глаза, уши или вовсе попросить его покинуть комнату - довольно распространенный метод оградить его от негативной информации. Однако чаще всего такие действия воспринимаются детьми как
нарушение их свободы и мотивируют любыми способами добраться до запретной информации.
Принятый федеральный закон об информационной безопасности детей позволяет родителям еще до начала просмотра фильма или передачи узнать, для какого возраста рекомендован данный медиа-продукт.
Итак, производитель, распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видео-обслуживании.
Знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале.
Размер знака информационной продукции должен составлять не менее 5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения. (Статья 12 ФЗ)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, при условии применения ими средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (Статья 14 ФЗ);
- содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям настоящего Федерального закона (Статья 15 ФЗ);
- первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей;
- информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной
продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках;
- информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций. (Статья 16 ФЗ).